Я много лет держу крыс. Держу достаточно большими стаями, чтобы наблюдать их социальные взаимоотношения и разницу в характерах. И чем больше я за ними наблюдаю, тем меньше вижу поведенческих отличий от сообществ людей. Собственно, чем больше стая, тем меньше этих отличий и остается.
А люди, особенно вырванные из привычного окружения или в стрессовых ситуациях, так красиво и ровно укладываются в лоренцовскую систематизацию (альфы, беты, гаммы и омеги, кто не читал - погуглите или спросите, расшифрую), что аж смешно становится.
Меня почему-то это не напрягает. Скорее увлекает - интересно наблюдать за социумом в миниатюре, как и за проявлением животного в "венце творения" - от истоков уйти, наверное, можно, но времени на это требуется очень много, а мы по большому счету не так давно покинули уютные ветки.
В принципе, большинство людей, как мне всегда казалось, воспринимают это так же. Не считая, конечно, религиозных фанатиков.
Но некоторое время назад я заметила, что люди, имеющие отношение ко всяким психотренингам и прочему психоложеству, очень часто почти со священной яростью воспринимают напоминание о том, что человек - это все же животное. И отличается от других социальных животных в плане поведения и психологии не так уж радикально, если отбросить всю поверхностную шелуху. Что забавно, психиатры в этом вопросе, как правило, гораздо более спокойны. Уж не знаю, что недодают психологам такого, чего докладывают психиатрам, и чем кормят из того, что обычным людям не достается.
Вон вчера очередная смертельно обидевшаяся на научно-популярную статью в "Максиме" околопсихологическая дамочка с пеной у рта доказывала мне, что у других социальных животных (китообразных, некоторых приматов, серых крыс и ворон) нет второй сигнальной системы. А знаете, как чем она это доказывала? Тем, что у дельфинов, ворон и крыс нет книг и интернета. Видимо, у диких племен Амазонки второй сигнальной системы тоже нет. =)))